14.04.2025
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОЗЕРА ТУНАЙЧА В 2024 ГОДУ
В прошедшем году Сахалинский филиал ВНИРО выполнил комплексные исследования экологического состояния озера Тунайча. Заказчиком работ выступило Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. 19 марта сего года состоялось представление на Межведомственной комиссии отчета о современном состоянии озера, что позволяет представить в данном материале наиболее существенные выводы отчета.
.jpg)
Работы включали гидрологические, гидрохимические, микробиологические, гидробиологические и ихтиологические исследования, которые проводились весной, летом и осенью.
В настоящее время существует значительный общественный интерес к состоянию озера, многочисленные обсуждения планов «спасения» водоема путем расширения пролива Красноармейский для улучшения водообмена с Охотским морем. «СахНИРО» против них возражает, ссылаясь на опыт японских коллег, столкнувшихся с серьезными негативными последствиями проникновения морской воды в озеро Абашири. В это озеро, находящееся у северного берега о. Хоккайдо примерно в 5 км от Охотского моря, при штормовых нагонах, обусловленных действием северных ветров, морская вода проникает распространяясь вверх по протоке, соединяющей озеро с морем. В озере, опускаясь на дно за счет более низкой температуры и высокой солености, она вызывала подъем залегающей в нижних слоях водной массы с высокой концентрацией сероводорода. Это приводило к отравлению вод озера и массовой гибели рыб, в том числе, имеющих важное промысловое значение. Для предотвращения подобных ситуаций японцы построили специальное волнозащитное сооружение, ограждающее устье реки от непосредственного воздействия штормового волнения.
.jpg)
Аналогичная ситуация характерна и для озера Тунайча – предыдущие исследования «СахНИРО», выполненные в 2001–2003 гг. показали, что за период слабого водообмена с морем после строительства моста через пролив в его нижних слоях сформировалась вода с высокой концентрацией опасного газа. Тогда граница раздела между распресненным верхним слоем (соленость 2.2‒2.4 psu) и соленой водой нижнего слоя (соленость 19 psu), в котором была высокая концентрация сероводорода, проходила на глубине около 17 м.
.jpg)
Самым удивительным результатом гидрологических исследований 2024 г. было то, что соленость верхнего слоя возросла до 5.6‒6 psu, то есть почти в три раза по сравнению с предшествующими результатами, а глубина границы раздела поднялась до 15 м. Причем соленость была на удивление равномерной по всей площади озера. Район Малой Тунайчи, примыкающей к протоке, против ожидания практически не выделялся более высокими показателями солености. Только для того, чтобы увеличить соленость в верхнем 15-метровом слое, требовалось не менее 8000 тонн соли, а если учесть смещение границы раздела, то примерно 11000‒12000 тонн. Когда и каким образом могло поступить в водоем такое количество соли, а затем равномерно перемешаться?
При нагонных ситуациях, возникающих у юго-восточного побережья Сахалина при выходе циклона к южным Курильским островам с сильными ветрами восточных румбов, наблюдались залповые мощные затоки охотоморской воды в озеро. Свидетелями подобной ситуации были коллеги из Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН в ноябре 2022 г., предоставивших свои фото и видеоматериалы.
.jpg)
Проникновение большой массы холодной, соленой и, соответственно, более плотной и тяжелой воды, опускающейся сразу на дно, очевидно вызвало значительные колебания границы раздела (внутренние волны) в озере. Амплитуда таких волн из-за сравнительно небольшой разности плотностей водных масс обычно вполне могла достигать 2‒3 м. Это способствовало вовлечению колеблющейся воды нижнего слоя в ветро-волновое перемешивание, благодаря чему соленая вода равномерно распространилась по всей акватории водоема.
Такие процессы могли стать причиной проникновения сероводорода в верхние слои озера и привести к массовой гибели рыб. Подобный случай как раз был отмечен в ноябре 2022 г.
Увеличение солености верхнего слоя воды привело к следующим явлениям:
- изменению видового состава биоты, сопровождаемому исчезновением ряда пресноводных видов и появлением новых солоноватоводных;
- взрывообразному росту биомассы макрофитов в прибрежном мелководье;
- смене доминирующих амфипод с пресноводных (2001 г.) на солоноватоводных (2024 г.);
- снижению роли двукрылых насекомых и олигохет от 2001 к 2024 гг.;
- постепенному угнетению популяции олигогалинного двустворчатого моллюска корбикулы и, наоборот, бурному развитию солоноватоводной потамокорбулы;
- угнетению бентоса на глубине 12 м, вызванному, вероятно, колебаниями границы раздела и связанными с ними выбросами сероводорода;
- исчезновению ряда сообществ волновой литорали обычных в 2001 г. и замена их новыми;
- сокращению видового состава и средней плотности основного сублиторального сообщества корбикулы, ростом его средней биомассы за счет солоноватоводной потамокорбулы;
- суммарная биомасса только погибшей корбикулы на глубине 12 м и более в целом по озеру составила 37412,4 т.
Вопреки ожиданиям некоторых «экспертов», увеличение водообмена с морем и повышение солености не привело:
- к самоочищению озера; по микробным показателям и показателям трофности фитопланктона воды озера, как и раньше, являются мезо- эвтрофными, то есть «грязными» и «очень грязными».
- к прекращению «цветения» фитопланктона.
- к прекращению зарастания прибрежья макрофитами.